Моя педагогическая находка «Хороводные игры в разных видах деятельности детей, как средство приобщения дошкольников к русской культуре»
12.01.2024«Моя педагогическая находка»
Тема: «Хороводные игры в разных видах деятельности детей, как средство приобщения дошкольников к русской культуре»
— Добрый день уважаемые члены жюри, коллеги!
— Рада приветствовать Вас, уважаемые члены жюри и коллеги!
Разрешите представить вашему вниманию мою педагогическую находку «Хороводные игры в разных видах деятельности детей, как средство приобщения дошкольников к русской культуре»
На сегодняшний день вопросы нравственного и патриотического воспитания дошкольников снова становятся актуальными и приоритетными, их основой служит преемственность поколений и национальная культура. Обращение к народному фольклору в воспитании дошкольников открывает широкие возможности педагогическому творчеству, смелому поиску инновационных методов обучения и воспитания.
Всем известно, что дошкольное детство – это оптимальный период формирования личности ребёнка, именно в этом возрасте закладываются основные системы ценностей, формируется общая картина мира, нравственно-патриотические убеждения и установки человека, его национальное самосознание. В настоящее время на первый план работы с дошкольниками выходит нравственное и патриотическое воспитание. Основой этого является преемственность поколений и национальная культура. Перед педагогами стоит задача наиболее тщательного развития индивидуальных способностей и возможностей каждого ребенка. Известно, что раскрытие внутренних возможностей человека осуществляется в деятельности. Ребенок дошкольного возраста может проявлять творчество в различных видах деятельности – познавательной, игровой, художественной. Хороводная игра как раз и является разновидностью художественно-игровой деятельности детей, представляя собой уникальный синтез народной традиции, творческой импровизации, художественной образности.
В начале своего педагогического пути, передо мной встала проблема: непонимание детьми таких понятий, как: «предметы старины», «народные умельцы», «национальные ценности» и т.п. Угасает то, что должно быть в каждом детском сердечке: чувство гордости за свой народ, соблюдение его традиций и обрядов. Наблюдая за детьми и общаясь с родителями (законными представителями) воспитанников я пришла к выводу: современные дети и родители далеки от русских традиций и культурных ценностей, они не знают русских народных сказок, игр и забав. Именно поэтому я поставила перед собой цель: воспитывать в детях нравственность, чувства патриотизма посредством игры, а хороводные игры я провела «тонкой нитью» через все виды детской деятельности.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи, которые представлены на слайде.
- Провести анализ уровня знания хороводных игр у детей группы.
- Заинтересовать детей хороводными играми, привлекать детей к русской народной культуре.
- Развивать познавательные, речевые, социально-коммуникативные, физические, музыкально-ритмические и танцевальные способности детей посредствам хороводных игр.
- Ежедневно использовать в работе с детьми хороводные игры, применяя разнообразны педагогические формы, методы и приёмы работы.
- Систематизировать практические материалы.
Хотелось бы напомнить историю возникновения хороводных игр. Испокон веков взрослые и дети собирались в хороводы. Родители, при помощи игры, передавали своим детям разнообразные знания, умения и навыки. Так из поколения в поколение и до наших дней дошли народные традиции; воспитание любви к своей малой Родине, толерантное отношение детей к людям разных национальностей, положительное отношение к народному творчеству, привитие детям нравственных чувств и норм морали. Где еще, как не в игре дети проявляют заботу о близких людях, доброту, взаимовыручку, сочувствие и сострадание к сверстникам.
Ребенок, который не умеет играть, он не готов к жизни в обществе сверстников и взрослых людей. Так как с помощью игры у детей появляется умение жить и действовать сообща, оказывать помощь товарищам, формируется коллективное самосознание, ответственность за свои дела и поступки. В игре ребёнок осознанно ставит цели, стремится к их достижению, при этом проявляет творчество и фантазию.
В педагогическом отношении, русские хороводные игры являются ценной находкой, так как применять их можно во всех видах детской деятельности. В нашей группе, зачастую, день начинается и заканчивается хороводной игрой.
Хороводные игры я включаю в разнообразные виды детской деятельности:
- познавательно – исследовательская деятельность детей
- двигательная деятельность детей
- музыкальная деятельность детей
- самостоятельная деятельность детей
- через изобразительную деятельность:
- познавательно – исследовательская деятельность детей (использование хороводных игр, как физкультминутки, заодно и закрепление темы недели, Например «Дикие животные леса» — игра «У Медведя во бору»; тема «Игрушки» — игра «Подарки»).
- двигательная деятельность детей (в физкультурном зале или на свежем воздухе, во время прогулки или занятий физической культурой мы используем большое количество хороводных игр. Например: «Карусель, заря – зарница, чурилки, кукушка, барашек» и т.д.
- музыкальная деятельность детей (хороводные игры помогают музыкальному руководителю в процессе образовательной деятельности развивать у детей выразительность движений, чувство ритма, воображение и фантазию.. На праздниках и досугах хороводные игры служат украшением мероприятия;
- самостоятельная деятельность детей (многие специалисты отмечают, что хороводные игры способствуют формированию доброжелательных отношений между детьми.
- и еще, свое отношение к хороводным играм дети передают через изобразительную деятельность: в рисунках, аппликациях, лепке.
А теперь хотелось бы рассказать, как я провожу хороводные игры: тексты для хороводных игр необязательно специально заучивать, поскольку они довольно легко и быстро запоминаются в процессе самой игры. Перед игрой знакомлю детей со словами, которые сопровождают хороводную игру. Во время проведения хороводных игр важно помнить о выразительном, распевном и ритмичном произнесении текста. Необходимый двигательный образ поможет найти музыка. Она же придаст движениям выразительность и пластичность.
Участники хоровода, как правило, держатся за руки, иногда за платок, пояс, венок. В некоторых хороводах участники за руки не берутся, а движутся друг за другом или рядом, сохраняя строгий интервал, иногда идут парами, тройками. Хороводной игрой могут быть и «змейки», и «круги», и «паровозики», и «ручейки» и т.п.
Для каждой игры свойственны определенные задачи и приёмы освоения хороводных игр:
От 1,5–3 года)
- Развитие крупной моторики, координации движений.
- Формирование слухового внимания
Вторая младшая (3–4 года)
- Развитие умение двигаться в соответствии со словом, по тексту песни.
- Развитие музыкальных умений: двигаться в соответствии с ритмом и темпом музыкам, подпевать
Средняя (4–5 лет)
- Развитие умения петь хором.
- Синхронизация хороводного шага с темпом песенного исполнения.
Старшая 5–6 лет
- Развитие умения выразительно исполнять танцевальные и игровые движения.
- Формирование умения передавать эмоции в песне.
- Развитие внимания и ловкости (особенно во время хороводных перестроений).
Процесс освоения ребёнком хороводной игры проходит в четыре этапа.
1.Этап: Предварительная работа педагога
На следующем этапе проходит Подготовительная работа для воспитанников
Далее Разучивание
Следующий этап Проведение игры.
В освоении хороводных игр используются следующие приёмы:
целостный показ игры;
частичное разучивание;
совместный анализ игровых образов;
сочинение игровых образов.
Ребенок станет активным участником и творцом хороводной игры в том случае, если:
— игра будет активно практиковаться, бытовать в его жизни;
— ребенок умеет исполнять хоровод, играть в хороводную игру;
— в группе будет создана атмосфера для муз. – ритмического творчества;
— ребенок знает жанры фольклора и их особенности.
Каждая запланированная работа требует определения показателей в начале деятельности и результатов по ее окончанию. Мне было сложно определить критерии для проведения педагогического мониторинга поэтому я обратилась к изучению работ известных исследователей детской игры, которыми являются для нас А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, А.П. Усова, Р.И. Жуковская, С.Л. Новосёлова, и другие. Все они едины в том, что игра — это важнейший вид деятельности ребёнка дошкольного возраста, одна из характерных условий детского развития, так же игра является потребностью развивающейся личности.
Игра имеет следующие функции: познавательная, воспитательная, коммуникативная, диагностическая.
Диагностическая функция игры предоставляет возможность педагогу диагностировать различные проявления ребёнка. В игре ребенок ведет себя непринужденно, увлекаясь действиями, правилами и сценарием игры, это позволяет педагогу пронаблюдать его естественную реакцию на окружающих, оценить его мотивы, просмотреть такие психические качества как память, внимание, воображение, проследить его уровень физического и коммуникативного развития.
Целесообразность хороводной игры как инструмента диагностики заключается в следующем: так как участники стоят в большом кругу, то во время игры можно наблюдать поведение каждого ребенка: как включается в игру; как взаимодействует с другими детьми, чувствует ли ответственность перед другими участниками за общий результат игры.
Исходя из выше изложенного мною определены диагностические критерии:
— уровня коммуникативности;
— уровня самоорганизации;
— уровня физического развития;
— уровня психического развития.
Проведя педагогический мониторинг я получила следующие результаты:
В педагогическом мониторинге приняли участие 36 воспитанников.
Результаты мониторинга уровня развития коммуникативности: представлены на экране
Критерии | Низкий уровень | Средний уровень | Высокий уровень | |||
Н | К | Н | К | Н | К | |
Взаимодействие со сверстниками | 2
6% |
23
63% |
8
22% |
13
31% |
28
78% |
|
Доброжелательность | 22 61% | 8
22% |
14
39% |
28
78% |
||
Способность к согласованному взаимодействию | 5
14% |
0 | 24
66% |
8
22% |
7
20% |
28
78% |
Результаты мониторинга уровня развития самоорганизации:
Критерии | Низкий уровень | Средний уровень | Высокий уровень | |||
Н | К | Н | К | Н | К | |
Самостоятельность | 5
14% |
0 | 24
66% |
11
30%
|
7
20%
|
25
70% |
Самостоятельное выполнение заданий | 5
14% |
0 | 24
66% |
11
30%
|
7
20%
|
25
70% |
Использование помощи | 5
14% |
0 | 24
66% |
11
30%
|
7
20%
|
25
70% |
Дисциплинированность | 5
14% |
0 | 24
66% |
11
30% |
7
20%
|
25
70% |
Результаты мониторинга уровня физического развития:
Критерии | Низкий уровень | Средний уровень | Высокий уровень | |||
Н | К | Н | К | Н | К | |
Правильность и быстрота выполнения простых движений | 2
6% |
23
63% |
8
22% |
13
31% |
28
78% |
Результаты мониторинга уровня психического развития:
Критерии | Низкий уровень | Средний уровень | Высокий уровень | |||
Н | К | Н | К | Н | К | |
Внимание | 5
14% |
0 | 24
66% |
11
30%
|
7
20%
|
25
70% |
Память | 5
14% |
0 | 24
66% |
11
30%
|
7
20%
|
25
70% |
Воображение | 5
14% |
0 | 24
66% |
11
30%
|
7
20%
|
25
70% |
Дисциплинированность | 5
14% |
0 | 24
66% |
11
30%
|
7
20%
|
25
70% |
Большинство хороводных игр способствуют созданию хорошего настроения, развитию двигательной активности, учат слаженности в выполнении движений, снижают нервозность, помогают расслабиться, снять мышечное и психическое напряжение.
Таким образом хороводная игра как феномен культуры не только обучает, развивает, воспитывает, социализирует, но и формирует нравственно-патриотические качества, является национальным богатством нашего народа.
Спасибо за внимание!
Задайте вопрос или оставьте отзыв