Адрес:

Ставропольский край,
Шпаковский район,
г. Михайловск,
улица Пушкина
№ 59а

Телефон:

8 (86553) 6-29-50
crr-ds15@inbox.ru

Моя педагогическая находка «Хороводные игры в разных видах деятельности детей, как средство приобщения дошкольников к русской культуре»

12.01.2024

«Моя педагогическая находка»

Тема: «Хороводные игры в разных видах деятельности детей, как средство приобщения дошкольников к русской культуре»

 

— Добрый день уважаемые члены жюри, коллеги!

— Рада приветствовать Вас, уважаемые члены жюри и коллеги!

Разрешите представить вашему вниманию  мою педагогическую находку «Хороводные игры в разных видах деятельности детей, как средство приобщения дошкольников к русской культуре»

 

         На сегодняшний день вопросы нравственного и патриотического воспитания дошкольников снова становятся актуальными и приоритетными, их основой служит преемственность поколений и национальная культура. Обращение к народному фольклору в воспитании дошкольников открывает широкие возможности педагогическому творчеству, смелому поиску инновационных методов обучения и воспитания.

         Всем известно, что дошкольное детство – это оптимальный период формирования личности ребёнка, именно в этом возрасте закладываются основные системы ценностей, формируется общая картина мира, нравственно-патриотические убеждения и установки человека, его национальное самосознание.    В настоящее время на первый план работы с дошкольниками выходит нравственное и патриотическое воспитание.  Основой этого является преемственность поколений и национальная культура. Перед педагогами стоит задача наиболее тщательного развития индивидуальных способностей                                  и возможностей каждого ребенка. Известно, что раскрытие внутренних возможностей человека осуществляется в деятельности. Ребенок дошкольного возраста может проявлять творчество в различных видах деятельности – познавательной, игровой, художественной. Хороводная игра как раз и является разновидностью художественно-игровой деятельности детей, представляя собой  уникальный  синтез  народной традиции, творческой импровизации, художественной образности.

В начале своего педагогического пути, передо мной встала проблема: непонимание детьми таких понятий, как: «предметы старины», «народные умельцы», «национальные ценности» и т.п. Угасает то, что должно быть в каждом детском сердечке: чувство гордости за свой народ, соблюдение его традиций и обрядов. Наблюдая за детьми и общаясь с родителями (законными представителями) воспитанников я пришла к выводу: современные дети и родители далеки от русских традиций и культурных ценностей, они не знают русских народных сказок, игр и забав. Именно поэтому я поставила перед собой цель: воспитывать в детях нравственность, чувства патриотизма посредством игры, а хороводные игры я провела «тонкой нитью» через все виды детской деятельности.

 

Из поставленной цели вытекают следующие задачи, которые представлены на слайде.

  1. Провести анализ уровня знания хороводных игр у детей группы.
  2. Заинтересовать детей хороводными играми, привлекать детей к русской народной культуре.
  3. Развивать познавательные, речевые, социально-коммуникативные, физические, музыкально-ритмические и танцевальные способности детей посредствам хороводных игр.
  4. Ежедневно использовать в работе с детьми хороводные игры, применяя разнообразны педагогические формы, методы и приёмы работы.
  5. Систематизировать практические материалы.

 

                Хотелось бы напомнить историю возникновения хороводных игр. Испокон веков взрослые и дети собирались в хороводы. Родители, при помощи игры, передавали своим детям разнообразные знания, умения и навыки. Так из поколения в поколение и до наших дней дошли народные традиции; воспитание любви к своей малой Родине, толерантное отношение детей к людям разных национальностей, положительное отношение к народному творчеству, привитие детям нравственных чувств и норм морали. Где еще, как не в игре дети проявляют заботу о близких людях, доброту, взаимовыручку, сочувствие и сострадание к сверстникам.

Ребенок, который не умеет играть, он не готов к жизни в обществе сверстников и взрослых людей. Так как с помощью игры у детей появляется умение жить и действовать сообща, оказывать помощь товарищам, формируется коллективное самосознание, ответственность за свои дела и поступки. В игре ребёнок осознанно ставит цели, стремится к их достижению, при этом проявляет творчество и фантазию.

                   В педагогическом отношении, русские хороводные игры являются ценной находкой, так как применять их можно во всех видах детской деятельности. В нашей группе, зачастую, день начинается и заканчивается хороводной игрой.

                   Хороводные игры я включаю в разнообразные виды детской деятельности:

  • познавательно – исследовательская деятельность детей
  • двигательная деятельность детей
  • музыкальная деятельность детей
  • самостоятельная деятельность детей
  • через изобразительную деятельность:

 

  • познавательно – исследовательская деятельность детей (использование хороводных игр, как физкультминутки, заодно и закрепление темы недели, Например «Дикие животные леса» — игра «У Медведя во бору»; тема «Игрушки» — игра «Подарки»).
  • двигательная деятельность детей (в физкультурном зале или на свежем воздухе, во время прогулки или занятий физической культурой мы используем большое количество хороводных игр. Например: «Карусель, заря – зарница, чурилки, кукушка, барашек» и т.д.
  • музыкальная деятельность детей (хороводные игры помогают музыкальному руководителю в процессе образовательной деятельности развивать у детей выразительность движений, чувство ритма, воображение и фантазию.. На праздниках и досугах хороводные игры служат украшением мероприятия;

 

  • самостоятельная деятельность детей (многие специалисты отмечают, что хороводные игры способствуют формированию доброжелательных отношений между детьми.
  • и еще, свое отношение к хороводным играм дети передают через изобразительную деятельность: в рисунках, аппликациях, лепке.
  •  

 

А теперь хотелось бы рассказать, как я провожу хороводные игры: тексты для хороводных игр необязательно специально заучивать, поскольку они довольно легко и быстро запоминаются в процессе самой игры. Перед игрой   знакомлю детей со словами, которые сопровождают хороводную игру. Во время проведения хороводных игр важно помнить о выразительном, распевном и ритмичном произнесении текста. Необходимый двигательный образ поможет найти музыка. Она же придаст движениям выразительность и пластичность.

Участники хоровода, как правило, держатся за руки, иногда за платок, пояс, венок. В некоторых хороводах участники за руки не берутся, а движутся друг за другом или рядом, сохраняя строгий интервал, иногда идут парами, тройками. Хороводной игрой могут быть и «змейки», и «круги», и «паровозики», и «ручейки» и т.п.

 

Для каждой игры свойственны определенные задачи и приёмы освоения хороводных игр:

От 1,5–3 года)

  • Развитие крупной моторики, координации движений.
  • Формирование слухового внимания

 

Вторая младшая (3–4 года)

  • Развитие умение двигаться в соответствии со словом, по тексту песни.
  • Развитие музыкальных умений: двигаться в соответствии с ритмом и темпом музыкам, подпевать

 

Средняя  (4–5 лет)

  • Развитие умения петь хором.
  • Синхронизация хороводного шага с темпом песенного исполнения.

 

Старшая 5–6 лет

  • Развитие умения выразительно исполнять танцевальные и игровые движения.
  • Формирование умения передавать эмоции в песне.
  • Развитие внимания и ловкости (особенно во время хороводных перестроений).

 

         Процесс освоения ребёнком хороводной игры проходит в четыре этапа.

1.Этап: Предварительная работа педагога

На следующем этапе проходит  Подготовительная работа для воспитанников

Далее Разучивание

Следующий этап  Проведение игры.

В освоении хороводных игр используются следующие приёмы:

целостный показ игры;

частичное разучивание;

совместный анализ игровых образов;

сочинение игровых образов.

 

Ребенок станет активным участником и творцом хороводной игры в том случае, если:

— игра будет активно практиковаться, бытовать в его жизни;

— ребенок умеет исполнять хоровод, играть в хороводную игру;

— в группе будет создана атмосфера для муз. – ритмического творчества;

— ребенок знает жанры фольклора и их особенности.

 

         Каждая запланированная работа требует определения показателей в начале деятельности и результатов по ее окончанию. Мне было сложно определить  критерии для проведения педагогического мониторинга поэтому я обратилась к изучению работ известных исследователей детской игры, которыми являются для нас А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, А.П. Усова, Р.И. Жуковская, С.Л. Новосёлова, и другие. Все они едины в том, что игра — это важнейший вид деятельности ребёнка дошкольного возраста, одна из характерных условий детского развития, так же игра является потребностью развивающейся личности.

         Игра имеет следующие функции: познавательная, воспитательная, коммуникативная, диагностическая.

Диагностическая функция игры предоставляет возможность педагогу диагностировать различные проявления ребёнка. В игре ребенок ведет себя непринужденно, увлекаясь действиями, правилами и сценарием игры, это позволяет педагогу пронаблюдать его естественную реакцию на окружающих, оценить его мотивы, просмотреть такие психические качества как память, внимание, воображение, проследить его уровень физического и коммуникативного развития.

Целесообразность хороводной игры как инструмента диагностики заключается в следующем: так как участники стоят в большом кругу, то во время игры можно наблюдать поведение каждого ребенка: как включается в игру; как взаимодействует с другими детьми, чувствует ли ответственность перед другими участниками за общий результат игры.

 

Исходя из выше изложенного мною определены диагностические критерии:

— уровня коммуникативности;

 

— уровня самоорганизации;

 

— уровня физического развития;

 

— уровня психического развития.

 

Проведя педагогический мониторинг я получила следующие результаты:

В педагогическом мониторинге приняли участие 36 воспитанников.

Результаты мониторинга уровня развития коммуникативности: представлены на экране

Критерии Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень
Н К Н К Н К
Взаимодействие со сверстниками 2

6%

  23

63%

8

22%

13

31%

28

78%

Доброжелательность     22  61% 8

22%

14

39%

28

78%

Способность к согласованному взаимодействию 5

14%

0 24

66%

8

22%

7

20%

28

78%

 

 Результаты  мониторинга уровня развития самоорганизации:

Критерии Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень
Н К Н К Н К
Самостоятельность 5

14%

0 24

66%

11

30%

 

7

20%

 

25

70%

Самостоятельное выполнение заданий 5

14%

0 24

66%

11

30%

 

7

20%

 

25

70%

Использование помощи 5

14%

0 24

66%

11

30%

 

7

20%

 

25

70%

Дисциплинированность 5

14%

0 24

66%

11

30%

7

20%

 

25

70%

 

 Результаты мониторинга уровня физического развития:

Критерии Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень
Н К Н К Н К
Правильность и быстрота выполнения простых движений 2

6%

  23

63%

8

22%

13

31%

28

78%

 Результаты мониторинга уровня психического развития:

Критерии Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень
Н К Н К Н К
Внимание 5

14%

0 24

66%

11

30%

 

7

20%

 

25

70%

Память 5

14%

0 24

66%

11

30%

 

7

20%

 

25

70%

Воображение 5

14%

0 24

66%

11

30%

 

7

20%

 

25

70%

Дисциплинированность 5

14%

0 24

66%

11

30%

 

7

20%

 

25

70%

 

 

Большинство хороводных игр  способствуют созданию хорошего настроения, развитию двигательной активности, учат слаженности в выполнении движений, снижают нервозность, помогают расслабиться, снять мышечное и психическое напряжение.

Таким образом хороводная игра как феномен культуры не только обучает, развивает, воспитывает, социализирует, но и формирует нравственно-патриотические качества, является национальным богатством нашего народа.

 

Спасибо за внимание!

Задайте вопрос или оставьте отзыв

Заполните поля ниже. Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Я согласен на обработку моих персональных данных, с положением об обработке персональных данных ознакомлен.

Создание сайта StavSad.ru | Карта сайта