Доступная среда
ДОСТУПНАЯ СРЕДА
Интернет — портал «Жить вместе»
Информационный портал «Учимся вместе»
Интернет — портал Доступная среда Ставропольского края
Инклюзивное образование — это обучение в совместной образовательной среде детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детей, не имеющих таких ограничений, посредством обеспечения детям с ограниченными возможностями здоровья условий обучения и социальной адаптации, не снижающих в целом уровень образования для детей, не имеющих таковых ограничений.
Цель инклюзивного образования ДОУ: создание в Учреждении без барьерной среды, позволяющей детям с ограниченными возможностями здоровья получить современное дошкольное образование, направленное на полноценную интеграцию воспитанников с ОВЗ в среду нормально развивающихся сверстников.
Задачи инклюзивного образования:
1.Создать условия для совместного образования детей с особыми образовательными потребностями и нормально развивающимися сверстниками в пределах одной группы по разным образовательным маршрутам.
2.Обеспечить подготовку педагогов, готовых работать с детьми с различными особенностями в развитии, обладающих знаниями в области коррекционной и специальной педагогики, владеющих технологиями, методиками и приемами работы с детьми с ОВЗ.
3.Способствовать формированию у всех участников образовательного процесса толерантного отношения к проблемам детей с особыми образовательными потребностями.
Обучение детей-инвалидов и детей с ОВЗ по ФГОС ДОУ:
Конвенция ООН о правах инвалидов
Инструктирование сотрудников по вопросам доступности для инвалидов услуг и объектов
Нормативно-правовая база:
Концепция инклюзивного образования детей в СК
- Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
- Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 ноября 2015 г. N 1309«Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи»
- Федеральный закон от 28 ноября 2015 г. N 348-ФЗ«О внесении изменений в Федеральный закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»
Федеральный закон от 24.12.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»
Федеральный закон от 01.12.2014 № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов»
Локальные акты учреждения
Положение о психолого-педагогическом консилиуме.
Положение об оказании логопедической помощи.
Положение о работе с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Паспорт доступности (Открыть)
Информация об организации, предоставляющей реабилитационные и (или) абилитационные услуги инвалидам и детям — инвалидам (Открыть)
Приказ «О назначении ответственных работников за организацию работы по обеспечению доступности объекта и предоставлению образовательных услуг для инвалидов».
Приказ «О назначении ответственного за организацию обучения детей-инвалидов и детей с ОВЗ».
Порядок действий сотрудников ОУ при оказании помощи инвалидам и иным маломобильным гражданам
1. Оказание помощи персоналом. Сопровождение инвалидов на объекте. Организация доступа инвалидов на объект: на территорию ОУ, к стоянке транспорта, к входной группе, в здание, к путям передвижения внутри здания, к местам целевого посещения (зоне оказания услуг), к местам общественного пользования, в том числе, и зонам отдыха, к санитарно-гигиеническим помещениям, расположенным на объекте
2. Специальное (вспомогательное) оборудование и средства обеспечения доступности, порядок их эксплуатации, включая требования безопасности; ответственные за использование оборудования, их задачи.
3. Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг, а также о доступном транспорте для посещения объекта.
4. Правила и порядок эвакуации граждан на объекте, в том числе инвалидов и других маломобильных граждан, в экстренных случаях и чрезвычайных ситуациях.
Обеспечение доступа в здание образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:
Доступность условная для помощи инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья. Доступ в здание ДОУ возможен с помощью сопровождающего лица. Недоступно для инвалидов, передвигающихся на креслах-колясках. Конструктивные особенности здания ДОУ не предусматривают наличие подъемников, устройства для закрепления инвалидных колясок.
В учреждении оборудовано 12 групповых помещений, в том числе для проведения практических занятий, объектов спорта, средств обучения и воспитания, приспособленных для использования детьми-инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
В состав групповых ячеек входят: раздевальная (приемная) (для приема детей и хранения верхней одежды), групповая (для проведения игр, занятий и приема пищи), спальня, буфетная (для подготовки готовых блюд к раздаче и мытья столовой посуды), туалетная (совмещенная с умывальной). Все группы оснащены необходимой мебелью, оборудованием, играми и игрушками в соответствии с возрастными особенностями воспитанников, требованиями Основной образовательной программы дошкольного образования и ФГОС ДО.
Для всестороннего развития детей каждая возрастная группа размещены центры различной направленности. Разнообразный иллюстрированный материал – альбомы, картины по временам года, дидактические игры.
В старших группах оснащены уголки экспериментирования: материалы для наглядного показа и детского исследования (глобусы, карты, макеты, иллюстрации, магниты, лупы, настольно – печатные игры).
В группах в зависимости от возраста детей, имеются разнообразные виды театров (трафаретный, настольный, теневой, кукольный), атрибуты, элементы костюмов для сюжетно – ролевых, режиссерских игр, игр – драматизаций.
Реализация индивидуальных образовательных маршрутов детей-инвалидов осуществляется в соответствии с учетом рекомендаций индивидуальной программы реабилитации (абилитации).
Объекты для проведения практических занятий
Спортивная площадка
На спортивной площадке проводятся утренние гимнастики, физкультурные занятия. Оснащена спортивным оборудованием (скакалки, мячи, обручи, дуги, маты, сенсорные дорожки, и т.д.), имеется тренажер «Бегущий по волнам».
Библиотека
Отдельного помещения нет, литература находится в методическом кабинете, где широко представлена учебная и методическая литература, периодическая печать, детская художественная литература. В каждой группе имеются литературные центры, где находится художественная литература для детей, и методическая литература для педагогов.
Кабинет педагога — психолога
Для кабинета педагога-психолога отведено отдельное помещение. Кабинет оборудован методической литературой, настольными дидактическими играми.
Учреждение оснащено современным компьютерным оборудованием. В учреждении имеются персональные компьютеры, ноутбуки.
Все компьютеры учреждения имеют доступ к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Разработан и действует сайт МБДОУ «ЦРР-д/с №15» 15.StavSad.ru.
Официальный сайт учреждения имеет версию сайта для слабовидящих.
С целью использования информационно-коммуникативных технологий и более эффективного наглядного сопровождения образовательной деятельности, в Учреждении создана информационно-коммуникационная среда, используются компьютерное оборудование.
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся, в том числе приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
Электронные образовательные ресурсы, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья в ООП МБДОУ не предусмотрены
Условия охраны здоровья обучающихся, в том числе детей- инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
В Учреждении созданы условия для охраны и укрепления здоровья воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. В ДОУ имеется медицинский кабинет и процедурный. В штате учреждения медицинского работника нет. Медицинское обслуживание осуществляется по договору с Поликлиникой № 4, в рамках которого: организуется систематический контроль за состоянием здоровья воспитанников, проводятся консультации для воспитателей, родителей, проводятся профилактические мероприятия по предупреждению заболеваний среди воспитанников (профосмотры).
Функционирует психолого-педагогический консилиум учреждения. Целью ППк является обеспечение психолого-педагогического сопровождения воспитанников, исходя из реальных возможностей образовательного учреждения и в соответствии с образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья воспитанников. ППк тесно сотрудничает с ТПМПК ШМО. В сложных ситуациях воспитанники с родителями направляются на дальнейшее обследование в ТПМПК.
В детском саду используются здоровьесберегающие технологии, направленных на полноценное физическое развитие детей, их оздоровление, профилактику заболеваний, коррекцию отклонений в здоровье, в том числе детей-инвалидов.
В образовательном учреждении с целью охраны здоровья воспитанников проводятся следующее мероприятия:
- проведение профилактических осмотров;
- мероприятия по обеспечению адаптации в образовательном учреждении;
- осуществление систематического контроля за физическим развитием воспитанников и уровнем их заболеваемости;
- обеспечение контроля за санитарно-гигиеническим состоянием образовательного учреждения;
- осуществление контроля за физическим, гигиеническим воспитанием детей, проведением закаливающих мероприятий;
- осуществление контроля за выполнением санитарных норм и правил.
Состояние и содержание территории, здания, помещений соответствует требованиям действующих санитарно-эпидемиологических правил . Каждая группа имеет отдельный прогулочный участок
Содержание предметно-развивающей среды основано на принципах индивидуальной комфортности, уюта, удобства и эстетического восприятия дизайна всех помещений.
Состояние здания и территории учреждения соответствует санитарно-гигиеническим и противопожарным требованиям. Условия труда и жизнедеятельности детей соответствуют требованиям охраны труда.
Условия питания обучающихся, в том числе детей-инвалидов
Пищеблок оснащен необходимым технологическим и холодильным оборудованием. Расположение и количество подсобных помещений пищеблока позволяет выстраивать работу по принципу поточности и не допускает перекреста сырой и готовой продукции.
В Учреждении организовано сбалансированное питание в соответствии с примерным 10 — дневным меню, утвержденным заведующим учреждения
Питание воспитанников осуществляется в соответствии с действующими Санитарно — эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН