Адрес:

Ставропольский край,
Шпаковский район,
г. Михайловск,
улица Пушкина
№ 59а

Телефон:

8 (86553) 6-29-50
crr-ds15@inbox.ru

Мастер-класс «Хороводные игры в разных видах деятельности детей, как средство приобщения дошкольников к русской культуре»

10.01.2024

Мастер-класс по теме:

  «Хороводные игры в разных видах деятельности детей, как средство приобщения дошкольников к русской культуре»

 

         Добрый день, уважаемые члены жюри и коллеги! 

Мой мастер — класс будет посвящен   хороводным играм.

         На сегодняшний день вопросы нравственного и патриотического воспитания дошкольников снова становятся актуальными и приоритетными, их основой служит преемственность поколений и национальная культура. Обращение к народному фольклору в воспитании дошкольников открывает широкие возможности педагогическому творчеству, смелому поиску инновационных методов обучения и воспитания.

         

Цель моего мастер-класса: повышение профессиональной компетенции педагогов в разучивании хороводных игр и использовании их с детьми.

         Для реализации вышеобозначенной цели предусмотрено решение следующих задач:

         — познакомить участников мастер-класса с методами и приемами применяемыми при обучении дошкольников хороводным движениям и играм;

— передать опыт путем прямого и комментированного показа  последовательности действий, методов, приемов и форм хороводных игр;

— способствовать внедрению хороводных игр в работу с детьми.

 

         Справедливо известное изречение: если вы хотите узнать душу народа, приглядитесь, как и чем играют его дети. Игра сопровождает человека с колыбели. Она являются неотъемлемой частью культуры каждого народа.

         

Хороводные  игры – это яркое выражение народа в них играющего, отражение этноса в целом и истории его развития они являются неотъемлемой частью культуры народа, в них заключены традиции прошлого и настоящего. В старину у людей была днем работа, а отдых, забавы да утехи вечером или в праздничный день. Вот и складывались хороводные игры, передавая весь народный колорит. На улице собирались и стар, и млад.  Дети  разного возраста играли вместе, поэтому умели считаться с интересами и мнением товарищей по игре, справедливо решать споры. А в праздничные дни взрослые устраивали соревнования. Много   хороводов русский народ проводил во время  народных праздников, обрядов. Хороводы передавались из уст в уста из поколения в поколение.

         

Содержание некоторых хороводов можно условно разделить на 3 группу:

1) Хороводы, в которых отражаются трудовые процессы (А мы просо сеяли).

2) Хороводы, где отражены семейно-бытовые отношения (Бояре, мы к вам пришли).

3) Хороводы, в которых нашли выражение все патриотические чувства народа (воспеваются родные места).

Они концентрирует в себе всю совокупность выразительных средств русского языка и предоставляет ребенку возможность естественного ознакомления с богатой культурой русского народа.

         Вместе с тем, на хороводные игры можно посмотреть, и с точки зрения педагогики и психологии, как средства образования и воспитания.                                   В дополнении ко всему, это и отличный способ укрепить свой дух, свое тело, развить процессы мышления, фантазерства, эмоциональную составляющую нашей жизни. Русский народ многие процессы своей жизнедеятельности отражал именно таким образом, через игру.

Результативность вывести на экран.

 

В презентации заставка с занятия Ярмарка

 

Практическая часть мастер-класса

 

         А сейчас уважаемые коллеги, для продолжения моего мастер – класса мне необходима фокус группа в количестве 14 человек.

 

Внимание, внимание,

Открывается веселое гуляние,

Коллеги, проходите поскорей!

Народ собирается, наша ярмарка открывается!

 

 (заводишь через ворота, ставишь вокруг карусели, выполняют дробным шагом упражнение, обращаешь внимание на кружочки на лошадях).

 

         И так, у кого на лошадке был белый кружок, проходите за стол и присаживайтесь. Определитесь с хороводом и напишите в каких образовательных областях вы можете его применить и каким образом.

 

          В хороводе особое внимание уделялось движению рук, которые очень украшают хоровод и помогают передать его содержание.

         Но есть  еще три фольклорных правила хоровода, которые нужно выполнять всем участникам:

— Когда держишься за руки, правая рука «открыта» (повернута ладонью вверх), левая — «закрыта» (повернута ладонью вниз).

— С кем оказался рядом, с тем и танцуешь.

— Не теряй улыбку.

         Эти правила отражают базовые социальные принципы: умение «брать и отдавать», принимать любого человека в общее дело и выражать своё доброе отношение к людям.

Руки в хороводе можно держать по-разному:

 

1) не держась за руки (плечо к плечу, друг за другом)

2) взявшись за руки внизу

3) взявшись за руки вверху

4) взявшись за спиной у пояса

5) положив ладони на плечи друг другу.

         Скажите, пожалуйста, от чего зависит размер хоровода, его ширина? (Примерные ответы: от количества человек, от сцепления рук).

Русская народная хороводная игра «Каравай»

 

         Наверно, самая знаменитая хороводная игра в России! Она является чуть ли не обязательным атрибутом любого дня рождения детей с года и до окончания начальной школы.  Хоровод очень простой. Все встают в круг и берутся за руки. Именинник встает в центр хоровода. Хоровод начинает двигаться по кругу в сопровождении слов:

 

Как на …  именины (называют имя ребенка-именинника)

Испекли мы Каравай.

Вот такой вышины! (руки поднимают как можно выше)

Вот такой нижины! (присаживаются на корточки, руки практически кладут на пол)

Вот такой ширины! (расходятся в стороны, стараясь сделать хоровод как можно большего диаметра)

Вот такой ужины! (хоровод сходится, сжимается, подходит вплотную к имениннику)

Каравай, каравай, кого любишь выбирай! (хоровод приходит к своему «нормальному» размеру и останавливается)

Именинник говорит: Я люблю, конечно всех,

Но вот … больше всех! (называет имя выбранного ребенка, берет его за руку и ведет в центр хоровода)

Теперь именинник становится в хоровод, а выбранный им ребенок становится «именинником».

 

 Следующая русская народная хороводная игра «Матрешки»

Ход игры. Дети становятся в круг. Педагог и дети ходят по кругу и приговаривают:

мы матрешки, вот какие крошки.(положение рук полочка , указательный палец возле щеки)
а у нас, как у нас чистые ладошки (руки на складываются на груди и делается пружинка).
мы матрешки, вот какие крошки. (положение рук полочка , указательный палец возле щеки)
а у нас, как у нас новые сапожки.( выставляется каблук впред)
мы матрешки, вот какие крошки. (положение рук полочка , указательный палец возле щеки)
а у нас, как у нас новые платочки.(взмах платочком)
мы матрешки, вот какие крошки. .(положение рук полочка , указательный палец возле щеки)
побежали. побежали все мы по дорожке.(побежали на носочках по кругу)

          Уважаемые коллеги вы готовы нам рассказать в каких видах деятельности вы сможете использовать предложенные вам хороводные игры?

 

 

Мой мастер – класс я завершаю и предлагаю вам добавить нужное слово.

«Доскажи словечко».

 

Мы сегодня не устали,

Потому что ………….. (поиграли).

 

Много нас собралось вместе,

Было очень ………………… (интересно).

 

Игр нам разных показали.

Новых  много мы………….. (узнали).

 

 

Русские народные

Игры хороводные

Не пристало забывать,

Будем чаще в них………….(играть).

 

 

 

 

У наших у ворот всегда хоровод

С сумой ходить — не хороводы водить

Красная девка в хороводе, что маков цвет в огороде

Не ищи в хороводе — ищи в огороде

Выбирай жену не в хороводе, а в огороде.

Задайте вопрос или оставьте отзыв

Заполните поля ниже. Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Я согласен на обработку моих персональных данных, с положением об обработке персональных данных ознакомлен.

Создание сайта StavSad.ru | Карта сайта