Адрес:

Ставропольский край,
Шпаковский район,
г. Михайловск,
улица Пушкина
№ 59а

Телефон:

8 (86553) 6-29-50
crr-ds15@inbox.ru

Путешествие в страну «Гжель»

19.01.2024

КОНСПЕКТ образовательной деятельности по художественному развитию                       

                            Тема: Путешествие в страну «Гжель»

старший дошкольный возраст          

Цель: познакомить с русской народной росписью «Гжель», с ее характерными особенностями и техникой гжельских мастеров.

Задачи:

  • знакомить детей с историей промысла изделий из «Гжели»;
  • учить рисовать Гжельскую розу;
  • продолжать учить детей работать в паре;
  • расширять представления детей о многообразии изделий народного декоративно-прикладного творчества;
  • расширять словарный запас используя названия элементов гжельской росписи;
  • учить отмечать характерные особенности элементов гжельской росписи;
  • развивать чувство композиции, умение красиво располагать узор на листе бумаги;
  • развивать эстетический, художественный вкус и творческий подход;
  • воспитывать у детей патриотические чувства, любовь к Родине;
  • воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров.

 Предварительная работа: знакомство с промыслом «Гжели», рассматривание альбома, посуды, игрушек, беседы об изделиях   народного декоративно прикладного искусства.

Оборудование: презентации «Сказочная гжель», «Сказка про страну Гжель», силуэтные заготовки посуды (чайник), иллюстрации гжельской росписи, образцы элементов гжельской росписи, элементы гжельской розы, гуашь синяя, белая, кисти, салфетки, банки с водой.

ХОД ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

Дети входят в музыкальный зал. Приветствуют гостей. Обращают внимание на воспитателя в костюме Гжели.

Приветствие:

Станем рядышком, полукругом,

Скажем «Здравствуйте» друг другу

Нам здороваться не лень

Всем «Привет» и «добрый день»,

Если каждый улыбнется –

Утро доброе начнется.

ДОБРОЕ УТРО!

Дети: Екатерина Андреевна, почему вы в таком необычном наряде?

 Воспитатель: Мне этот наряд очень понравился. А вы, знаете, на какую роспись похож узор на моем наряде? Какие у вас есть варианты?

 Дети:

Воспитатель: презентация «Сказочная гжель».

Неужели, неужели (слайд 1)

Вы не слышали о «Гжели»?

Про фаянсовое чудо –

Статуэтки и посуду? (слайд 2)

Только скажем слово «Гжель», (слайд 3)

И увидишь зимний день

– Небо, снега белизну

И теней голубизну.

Все изделия из «Гжели» (слайд 4)

Фон имеют только белый,

А на нём лишь синий цвет.

А других здесь красок нет.

Расцветают на морозе

Колокольчики и розы,

Хризантемы и ромашки

Украшают вазы, чашки…

То мазочек, то листочек, (слайд 5)

Там цветок, тут завиточек,

Три мазка широкой кистью –

Появился синий листик,

Поработал кисти кончик –

Распускается бутончик.

И прекрасные узоры

Так притягивают взоры

К сине – белому фаянсу,

Сколько блеска, сколько глянца!

Неужели, неужели

В нашем доме нету «Гжели»?

Елена Никонова.

 Воспитатель: Ну что, вы догадались про какой вид промысла мы свами сегодня будем разговаривать.

 Дети: про «Гжель».

 Воспитатель: Ребята, а вы любите сказки?

Дети: да.

Воспитатель: Тогда слушайте! (Презентация «Сказка про страну «Гжель», слайд 1)

     Это было давным-давно. В некотором царстве, в российском государстве (слайд 2), недалеко от Москвы (слайд 3,), средь дремучих лесов стояла деревушка Гжель (слайд 4).

Вот Гжель – старинное село, на берегу реки стоит оно,

А речку – Гжелкою все называют, и глину белую здесь люди добывают.

Жили там смелые и умелые, добрые и работящие люди (слайд 5). И вот собрались они однажды и стали думать, как бы им лучше мастерство свое показать, всех людей порадовать, да свой край прославить. Думали – думали и придумали.  Нашли они в своей сторонушке глину чудесную, белую-белую, и решили лепить посуду, такую, какой свет не видывал. Слепили они чайник и чашки, блюдца, сахарницы. Красивая получилась посуда (слайд 6). Стали они думать. Как бы украсить ее? Разошлись по домам. Идут дорогой и смотрят. А вокруг сказочная красота, разливается синь – синева, высокое синее небо с белыми облаками (слайд 7), в вдалеке синий лес виднеется, синяя гладь рек и озер, а над ними белый туман стелется (слайд 8). Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор. Рисовали на посуде узоры из цветов, капелек, полосочек, сеточек (слайд 9). Гжельские узоры приятно рассматривать. Их можно увидеть не только на фарфоре (слайд 10), но и на картинах, вышитых или расписанных (слайд 11), и на одежде (слайд 12), на других текстильных изделиях (слайд 13). Самый излюбленный узор – гжельская роза (слайд 14). Посмотрите, как красиво! Вот так и появилась Гжельская роспись.

Воспитатель: ребята, чем же отличается гжельская роспись от других?

Дети: прежде всего своим цветом. Синий на белом фоне.

Воспитатель: скажите, какие элементы гжельской росписи вы запомнили? (слайд 10).

Дети: цветы, капельки, полосочки, сеточки.

Воспитатель: какой самый излюбленный узор у гжельских мастеров?

Дети: самый излюбленный узор – гжельская роза («Агашка»).

 Воспитатель: Открою вам секрет, почему гжельскую розу называют «Агашка». Раньше в основном мастерицы, работающие на заводе, были из деревень, где имя Агафья было очень распространенным, т.е. Агафьи рисовали, а «агашками» стали называть их рисунки. Ребята, а вы хотите попробовать себя в роли гжельских мастеров? Тогда я вас приглашаю в художественную  мастерскую.  Кто мне подскажет как к ней пройти?

 Дети: вот указатель (стрелка с надписью: «Мастерская»).

Воспитатель: но к работе могут приступить только настоящие мастера, а для этого нам нужно подготовиться и размяться.

 Физминутка «Гжельская посуда»

Вот красивый гжельский чайник.

Очень важный, как начальник.

Одну руку поставили на пояс, другую изогнули.

Вот фарфоровые чашки,

Очень крупные, бедняжки.

Руки на поясе, повороты в стороны.

Вот фарфоровые блюдца,

Только стукни — разобьются.

Кружатся, «рисуя» руками круг.

Вот серебряные ложки,

Голова на тонкой ножке.

Потянулись, сомкнули руки над головой.

Вот пластмассовый поднос.

Руки вперед, повороты в стороны

Он посуду нам принес.

Воспитатель: ребята, открою вам еще один секрет — прежде чем начать рисовать красками, каждый мастер придумывал, а затем рисовал узор.

Я предлагаю вам поиграть – украсить чайник гжельскими узорами.

 Д/и «Укрась чайник».

Воспитатель: ребята, посмотрите (Как вы думаете?), что еще лежит у нас на столе?

Дети: элементы (части) гжельской розы.

Воспитатель: давайте закрепим из каких элементов состоит сама роза (проговорили названия элементов).  Давайте попробуем собрать гжельскую розу на доске.

Воспитатель: а теперь попробуем прорисовать элементы в воздухе? Берите в руки кисточки.

 Воспитатель: молодцы, у вас все получается замечательно! А хотите попробовать нарисовать красками? Тогда выбирайте понравившийся чайник и проходите за столы, присаживайтесь (мольберт со схемой).

Дети, обратите внимание на таблицу с элементами гжельской росписи. Каждый может украсить свой кувшин любым узором.

Давайте вспомним приемы, которые вы будете использовать в росписи. Рисуем концом кисти, всем ворсом, примакиванием рисуем листочки. При выполнении работы вы должны быть аккуратными.

Техника рисования красками. Лишнюю краску отжать о край банки. Промыть кисть в воде, прежде чем обмакнуть ее в другую.

— Вы не просто детвора,
Вы — ребята – мастера!
Взяли краски, кисти взяли
И узор нарисовали.

     Мастера готовы приступить к работе? А чтобы работа у вас ладилась да спорилась, я включу вам музыку. Ведь музыка вдохновляет и располагает к творчеству.

 Воспитатель: к сожалению наше занятие подошло к концу. Но мне очень хочется узнать что нового вы узнали и чему научились? (ответы детей).

— А теперь, ребята, давайте оценим с вами, какое впечатление у вас осталось после занятия, трудно или легко вам было рисовать. Что труднее всего было рисовать.

Рефлексия: «Поезд». Перед каждым ребенком два жетона: один – с улыбающимся личиком, другой – с грустным. На доске поезд с двумя вагончиками (первый – занятие понравилось, у меня все получилось; второй – занятие не понравилось, у меня ничего не получилось. Детям предлагают оценить занятие).

 

 

Задайте вопрос или оставьте отзыв

Заполните поля ниже. Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Я согласен на обработку моих персональных данных, с положением об обработке персональных данных ознакомлен.

Создание сайта StavSad.ru | Карта сайта